Лена Глазунова пишет:Алексей Эбель пишет:Про RAW редакторы и специализированные программы – думаю, что слишком сложно.
Жалко
А то вот я попробовала снимать в RAW. Потом долго смотрела - есть ли какая разница после обработки исходных RAW и JPG, но не обнаружила отличий... (Обрабатываю снимки в XnView 1.96.5)
Или для RAW другие редакторы используют?
Формат RAW - это просто информация, снятая с матрицы "в голом виде", для работы с ней её надо конвертировать в изображение. После этого изображение можно записать в файл в формате JPEG или в какой-либо другой формат (например, TIFF, PSD, PCX... - их много). Особенность формата JPEG и некоторых других, основанных на нём - сильное сжатие с частичной потерей информации и искажением структуры: изображение становится мозаикой квадратов 8х8 пикселов (пикселы = цветные точки = минимальные элементы изображения). Эти квадраты видны при больших увеличениях и хорошо заметны при большом сжатии файла (степень сжатия регулируется), особенно если файл невелик по размерам. Непосредственно данные в RAW без конвертации видеть нельзя, но некоторые фотоаппараты записывают дополнительно к RAW маленький JPEG-файл для предварительного просмотра.
Лена, если Вы конвертировали файл из RAW в изображение и записали его на диск как JPEG, а потом открыли с диска и смотрели - различий не будет по сравнению со снятым прямо в JPEG. Если записали изображение из RAW в файл в формате JPEG с малым сжатием а потом, не закрывая, в TIFF и сравнили оба файла, то различий можете не заметить, пока не увеличите JPEG или не начнёте его обрабатывать (особенно с повышением резкости). Если в изображении не было очень контрастных мелких деталей, то тоже можете не заметить разницы.
Получается, что RAW особенно полезен, когда (а) в снимаемой сцене есть мелкие контрастные объекты (звёзды на небе, буквы в тексте, тонкая текстура, волосы на голове модели), которые нельзя потерять и дальнейшая работа не предполагает сохранения в JPEG;
(б) когда предполагается вырезать маленькую часть сцены и сильно увеличить (НЛО на небе; пыльцевые зёрна, волоски или другое супермакро);
(в) очень сложные условия съёмки, когда автоматика камеры может соврать (сцена освещена одновременно лампами накаливания и люминесцентными; фантастически яркий закат): при конвертации ошибки можно исправить;
(г) из небольшого кадра надо сделать очень большой плакат;
(д) нравится возиться с конвертацией из данных RAW в изображение 
В остальных случаях, не имея опыта, времени, места на карте памяти (RAW большие), конвертеров и т. п., лучше не заморачиваться RAW и снимать в слабо сжатый JPEG (в настройках камер этому соответствует режим сохранения "c максимальным качеством" и т. п.).