Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
В ботанических определителях ключ (как правило) состоит из ступеней (обозначенных арабскими цифрами), состоящих из тезы (утверждения) и антитезы (противоположного утверждения). Антитеза следует за тезой и начинается знаком "-" или "+" (это неважно - каким).
Например:
1. Бобы нераскрывающиеся, плоские, прямые, четковидно членистые, при созревании распадаются поперек шва на односеменные членики; лодочка длиннее крыльев и флага, листья непарноперистые Копеечник — Hedysarum L.
+ Бобы раскрывающиеся, нечленистые, многосеменные или одно-семенные нераскрывающиеся ................... .............................................................2.
Это первая ступень из определителя рода семейства Fabaceae
Отредактировано Лена Глазунова (2009-11-15 16:30:21)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
В конце тезы или антитезы стоит либо конечный результат определения (Копеечник — Hedysarum L. после тезы), либо ступень, на которую нужно перейти (2 после антитезы).
Определение заключается в внимательном прочтении тезы и антитезы и выборе более подходящего варианта.
Очень важно прочесть до конца и тезу, и антитезу. Например, в данном случае нераскрывающиеся плоды - не повод выбрать тезу.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Собственно говоря, это всё. Теперь попробуем определить:
1. Бобы нераскрывающиеся, плоские, прямые, четковидно членистые, при созревании распадаются поперек шва на односеменные членики; лодочка длиннее крыльев и флага, листья непарноперистые Копеечник — Hedysarum L.
+ Бобы раскрывающиеся, нечленистые, многосеменные или одно-семенные нераскрывающиеся ......................................................................................2.
Выбираем антитезу, идём на 2 ступень
Отредактировано Лена Глазунова (2009-11-15 16:30:44)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
3. Листья пятерные, листочки цельнокрайные, 2 нижних смещены к основанию черешка; лодочка постепенно клювообразно заостренная, серповидно изогнутая ..... Лядвенец — Lotus L.
+ Листья тройчатые, листочки по всему краю или только в верхней части зубчатые ........4.
Антитеза, идём на 4 ступень
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
4. Ноготки лепестков срастаются с тычиночной трубкой, венчик по отцветании не отпадает, засыхает и остается засохшим при плодах; все листочки сидят на равных, очень коротких черешочках .......................................Клевер — Trifolium L.
- Лепестки свободные, с тычиночной трубкой не сращенные, опадающие.
Теза, род определён. Кто не верит - посмотрите в синонимы.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
3. Цветки сначала золотисто-желтые, позднее темно-коричневые, на коротких цветоножках; бобы на ножках; стебель прямой, простой или маловетвистый, с 1 или 2 яйцевидными или эллиптическими головками, 1 — 2 см дл...... К. темнокаштановый — Т. spadiceum L.
+ Цветки белые или розовые, бобы сидячие............................ 4.
Теза. Вид определён.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Почему может не получаться определение.
Невнимательно прочитали ступень (не поняли, не увидели на растении)
Растение нетипичное - уродец, объедено, выросло в неподходящих условиях. Поэтому важно при сборе растения выбирать типичные (или для особо поганых родов - например, ястребинок - нужно собирать все имеющиеся в популяции варианты)
Растения нет в данном определителе. Например, определитель для соседнего (или даже не соседнего) региона. Или в момент написания определителя данный вид не был известен для данного региона
Ну, и такое может быть - ошибка в ключе
Я, кстати, считаю, что частота вышеуказанных причин неопределения падает от первой к последней.
Вот теперь, кажется, ВСЁ
Если кому есть что сказать - пожалуйста.
Отредактировано Лена Глазунова (2009-11-15 00:44:22)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Почему может не получаться определение.
бывает, ключ одного рода, пытаются применить к другому похожему роду, того-же семейства ...
к примеру, - ключ для рода - Neslia, применять для рода, - Camelina
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Спасибо, Лена! Вот ещё бы создать словарик страшных слов. А то все эти лодочки, чашечки, членики. Чашечка в зеве, стебель с элиптической головкой...Я хочу сказать что тот кто не умеет пользоваться дихотомическим ключом вряд ли знает где у стебля головка. Я не знаю
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Юрий, а почему Вы предлагаете Лене определить это растение именно здесь? Следует ли это расценивать как пример, призванный показать неработоспособность приведённого выше алгоритма?
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Нет, алгоритм, конечно, нормальный. Данный пример, на мой взгляд, показывает как разные ключи могут привести к разному результату. Хотя я, возможно, ошибаюсь.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
А никто не утверждал, что разные ключи будут давать один и тот же результат для одного экземпляра
Да и вообще, цель данной темы - научить пользоваться дихотомическими ключами тех, кто это ещё не умеет делать. А вот разрешение ботанических коллизий и неоднозначностей - это уже следующий уровень сложности, актуальный для пользователей.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Пример Юрия демонстрирует ещё одну причину, по которой может не выходить определение - составитель ключа придерживался другой концепции вида/рода... (Или как это точнее выразить)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Посмотреть на Яндекс.Фотках
ФС дежавю т. 13 из библиотеки Шипунова
скажите мне - что ведёт к тезе 17?
И, если ключ 7 следует читать как 17, что ведёт к тезе 7?
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Да, ляпов в ключах хватает, даже в академических изданиях. Где-то не проверили набор, где-то автор схалтурил. Всё это не прибавляет авторитета ни автору, ни изданию. Вообще, составление ключей - это своеобразное искусство. Цель ключа - привести как возможно легким путем к как возможно более точному результату. И всё. Он вовсе не должен отражать родственные связи видов, например, если в секции есть виды с разным цветом венчика, то можно не обязательно вначале разводить по мелким признакам секции, выгоднее сразу указывать бросающиеся в глаза признаки, и т.п. Но не все авторы это понимают. Некоторые даже не прогоняют (во всяком случае создается такое впечатление о некоторых ключах) по ним свои виды на живом материале.
Свиридов А.В специально написал несколько трудов по составлению ключей.
Кстати, ключи могут быть совершенно другого облика. Это в нашей традиции приняты такие, которые описала Лена. Во Flora Europaea, к примеру, по-другому выглядят ключи, у зоологов - свои "стандарты", кстати Зернов А.С. использует этот принцип. Но суть везде одна - сравнение, противопоставление двух признаков (иногда больше).
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
А в данном случае? Я проверяю Sussurea latifolia, от неё в обратном направлении дохожу до тезы 17... Либо этот кусок провисает, либо ключ 7. А вы соссюреи по каким изданиям сверяете, по монографической обработке рода?
Отредактировано Анна Цветкова (2010-10-14 21:24:19)
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
ни по каким - у нас соссюрей-то почти нет - одна и то крайне редкая.
Но когда приходилось с сибирским материалом работать, то да - Липшиц, но я так понимаю, его работа частично устарела.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
ФС дежавю т. 13 из библиотеки Шипунова
скажите мне - что ведёт к тезе 17?
И, если ключ 7 следует читать как 17, что ведёт к тезе 7?
Попробуйте в ступени 10 поменять 16 на 17.
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
В книге "Скворцов В.Э. Атлас-определитель сосудистых растений таежной зоны Европейской России" самый первый пункт требует по внешнему виду фиалки определить: многолетник или однолетник. Это как? Возможно?
Re: Как пользоваться определительными таблицами (ключами)
Да. Легко выдирается с корнем - однолетник. С трудом - нет.
А лучше просто посмотрите, какие там приводятся однолетники (их скорее всего меньше), гляньте, как они выглядят и переходите к многолетникам, если не они. А про прилистники в той же ступени ничего не говорится?