Тема: Брекетинг и стекинг по фокусу для обеспечения глубины резкости
На моих фотографиях мне часто не хватает глубины резкости изображаемого пространства (ГРИП). То же самое встречается в некоторых фотоизображениях на страницах Plantarium'а - многие снимки содержательны и очень красивы, но не хватает деталей для более полного впечатления о растении как определённом ботаническом виде - передняя часть объекта съёмки идеально резкая, а дальше детали, особенно мелкие, размыты, а они бывают важны для правильной идентификации вида. Особенно часто такие ситуации возникают при макросъёмке. Проблема малой ГРИП решается в современных фотокамерах (а также в обновлённых прошивках некоторых более старых камер) с помощью двух связанных технологий:
- фокус-брекетинга (съёмка серии кадров объекта с изменяющимся фокусным расстоянием так, чтобы любая часть объекта оказалась в фокусе на каком-то кадре/кадрах),
- фокус-стекинга (сшивка серии кадров фокус-брекетинга в один кадр, на котором объект съёмки изображён резко по всей глубине изображаемого пространства). Стекинг может выполняться для серии кадров как внутри камеры, так и вне её с помощью специального программного обеспечения.
Брекетинг по фокусу встречается в разных камерах чаще, внутрикамерный стекинг - реже (в основном, в более продвинутых камерах).
Я решил попробовать, как это работает, на своей портативной камере Panasonic Lumix DMC-TZ80. Это аппарат всегда в кармане, и нередко помогает там, где плохо справляется более солидная фототехника. Lumix DMC-TZ80 - интересная игрушка с разнообразной функциональностью, полезной в т.ч. при съёмке природы:
- встроенный стабилизатор изображения,
- миниатюрный размер матрицы (с разрешением 18,1 Мп) обеспечивает большую ГРИП сам по себе без всяких ухищрений,
- диапазон фокусных расстояний 24-720 мм (эквивалент 35 мм),
- съёмка в режиме макро (с 3 см),
- поддержка технологии 4K-видео (в старших некоторых моделях брендов есть 6K и даже 8K),
- технология пост-фокус,
- куча других интересных настроек.
Единственный недостаток с моей точки зрения - не поворотный экран. Этого недостатка лишена младшая сестра - Panasonic Lumix DMC-TZ90 практически с теми же характеристиками. Для иллюстрации возможностей DMC-TZ80 загрузил часть своих фоток на Яндекс-диск https://yadi.sk/d/8jMoELVREBM8Qw. Съёмка везде с рук, все фотки из камеры как-есть, без дополнительного редактирования. К сожалению, EXIF'ки на Яндекс-диске не сохраняются.
Но возвращаюсь к брекетингу/стекингу. Сами эти возможности впрямую не заявлены для этого аппарата, но можно использовать следующую последовательность действий:
- в режиме Пост-фокуса снимаем серию кадров, снятых камерой с автоматически изменяющимся фокусным расстоянием. Результат сохраняется в виде 4K-ролика формата mp4,
- просматриваем кадры этого ролика на тачскрине, и выбираем путем касания те, которые резки в нужных нам частях изображаемого пространства. Выбранные прикосновением кадры автоматически сохраняются камерой в формате jpg.
- записываем отобранные кадры на компьютер и сшиваем их вместе для получения одного, резкого по всему полю, изображения, с помощью специальных программ. Я использовал бесплатную программу CombineZP Image Stacking Software by Alan Hadley. Исходные 4K ролики, отобранные в режиме Пост-фокуса кадры, и результат можно посмотреть на сайте
http://butterflies-32.net/Plants/. Никакие кадры дополнительно не редактировал, в т.ч. результаты фокус-стекинга, по краям можно заметить искажения, которые легко обрезать при кадрировании, в том числе в самой программе CombineZP.