Ох. Коротко написать не получилось. Уж простите...
Общую правовую рамку создают вот эти две нормы:
1) Федеральный закон (от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ с изм.) "Об охране окружающей среды", ст. 60: запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, и ухудшающая среду их обитания; растения, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
2) Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 «О Красной книге Российской Федерации»: Изъятие из естественной природной среды объектов … растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(и конечно еще нормативный акт, которым утверждены списки Красной книги, но это подразумевается, рассматривать не будем)
Непосредственным основанием для пресечения торговли и привлечения продавцов к ответственности является статья Кодекса об административно-правовых нарушениях (КоАП РФ).
3) КоАП РФ, ст. 8.35. «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Тут есть несколько нюансов.
А) Базовый для данного вопроса закон (см. (1)) запрещает хозяйственное использование и сокращение численности видов, занесенных не только в Красную книгу РФ, но и Красные книги субъектов РФ. А две другие нормы касаются уже только Красной книги РФ. Зато практически во всех субъектах РФ есть свои законы, аналогичные КоАП, но устанавливающие ответственность за нарушение норм субъектного законодательства. Например, в Ставропольском крае это Закон «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (принят Государственной Думой Ставропольского края 27.03.2008 №20-кз, последняя ред. от 19.07.2012). В нем есть, между прочим, статья 7.3 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»:
Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, удерживание в неволе и использование в качестве экспонатов для фотографирования и иных целей, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Подобные нормы есть в законодательстве многих субъектов РФ (хотя не всех).
Б) КоАП РФ упоминает еще какие-то виды, охраняемые международными договорами. Что это за договоры? Касательно животных таких несколько. В отношении растений – меньше. Основной такой договор – это Конвенция CITES (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения), участником которой является Россия. У этой конвенции есть приложения – списки видов животных и растений. Ко всем видам, включенным в эти приложения, в полной мере относятся все запреты, перечисленные в ст. 8.35. Правда, растений там вообще немного и в основном экзотические для нас. Однако, в Приложение 2 СИТЕС входят все виды родов Galanthus, Sternbergia и Cyclamen (а также все виды орхидей и Adonis vernalis). Пока не проверено, но думаю, что к числу международных договоров в данном случае относятся и документы Таможенного союза РФ, РК и РБ. Нам важен один такой документ - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (от 16.08.2012 №134), которым утвержден «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» (вступает в силу с 15 сентября, до того был другой аналогичный, принятый ранее). Этот документ устанавливает ограничения на перемещение через таможенную границу видов, занесенных в Красные книги всех трех стран-участниц. А применение ст. 8.35 КоАП РФ практически означает, что в России должны охраняться виды не только КК РФ, но и КК Белоруссии и Казахстана (полные списки там даны).
Обратите внимание, что хотя сами по себе Конвенция СИТЕС и документы таможенного союза регулируют казалось бы только трансграничный оборот, норма КоАП РФ касается любого оборота, в том числе и внутреннего (включая и теток, торгующих на углу свежесобранными букетиками).
В) Еще один важный нюанс: в ст. 8.35 КоАП есть слова «без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка». О чем идет речь?
Перечисленные нормы ((1)-(3)) одинаковы для объектов растительного и животного мира. Но в отношении животных существует дополнительно еще целая система нормативно-правовых актов, методик, регламентов и пр., в совокупности регулирующих оборот объектов животного мира, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу РФ. Эта система кривая, работает плохо, но она есть. Можно добиваться ее более полного выполнения, что-то в ней совершенствовать и т.д. А вот для «краснокнижных» растений практически никаких уточняющих актов нет. Насколько знаю, разрешения все-таки выдаются, но в исключительных случаях. И практически любое такое разрешение можно оспорить в суде (поскольку порядок их выдачи не установлен, а значит государственный орган выдает разрешение, не опираясь на законодательство). На практике для нашего вопроса это означает, что не существует никакой вполне законной возможности получить разрешение на сбор или торговлю охраняемыми видами растений. А также, что торговля ими запрещена независимо от того, собраны растения в природе или выращены на грядке, или куплены у другого лица и теперь перепродаются (поскольку это не оговорено в законодательстве, тем более, что и сами эти операции являются правонарушением).
Но заметьте, что это касается нормы федерального КоАП. Субъекты РФ могут для своих Красных книг принимать собственные нормативные акты, регулирующие порядок изъятия из природы и оборота занесенных в них видов растений. Если такое регулирование в субъекте есть, надо проверять продавцов на предмет его выполнения (но я не знаю примеров).
Г) КоАП РФ устанавливает штрафы и предусматривает возможность конфискации. В нашем случае возможна и необходима конфискация товара – незаконно продаваемых растений (или их частей и дериватов, если это не первоцветы, а например лекарственные растения или поделки из «краснокнижных» видов можжевельников). Но кроме этого, законодательство предусматривает еще отдельное возмещение вреда окружающей среде – в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" («Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды»):
1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В данном случае как раз сумма вреда, подлежащая возмещению, определяется утвержденными таксами. Действующие сейчас таксы утверждены приказом Минприроды России от 1.08.2011 №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 сентября 2011 г. N 21841). Документ называется «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования». Кроме того, есть особые случаи – заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ; для этих случаев таксы должны быть установлены другим документом, в рамках лесного законодательства (фактически такого пока нет). Но для нашего случая – торговли первоцветами – действуют как раз эти минприродовские таксы. Причем в них оговорено, что «при содержании, приобретении, продаже либо пересылке объектов растительного мира исчисление размера вреда производится по настоящим таксам, увеличенным в полтора раза». Для травянистых растений это 300 р. * 1,5 за каждый экземпляр (или каждый побег).
Причем обратите внимание, что иск о возмещении вреда может быть предъявлен не обязательно сразу при рассмотрении правонарушения, это можно сделать отдельно позже – в течение 20 лет.
Очень важный вопрос – а кто может и должен это все проверять и как эти запреты должны обеспечиваться на практике? Нужно определить, кто должен (а) заниматься непосредственной охраной и/или контролем соблюдения законодательства о Красной книге в отношении растительного мира, и (б) вести производство по ст. 8.35 КоАП РФ (или аналогичным статьям субъектных законов). Тут все довольно запутанно.
1) федеральный орган, специально уполномоченный на ведение Красной книги РФ и выдачу всех разрешений на обращение с «краснокнижными» видами – Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Только он имеет право выдавать «в установленном порядке лицензии (разрешения) на: … использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (п. 5.3.1 Положения о Росприроднадзоре, ред. от 24.03.2011). В реальности таких разрешений (лицензий) для объектов растительного мира не предусмотрено. Надо особо отметить, что охрана объектов растительного мира не входит в полномочия Росприроднадзора.
2) Полномочия по организации и осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира, не исключая и внесенных в Красную книгу РФ, переданы субъектам РФ (ст. 5 и 6 Федерального закона "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ в ред. от 20.07.2012). Т.е. это остается федеральным полномочием, но фактически его реализуют субъекты РФ, а федеральное правительство им за это перечисляет некоторую сумму денег. Это по животным. Но по растениям ничего такого не установлено.
3) «Профильными» для ст. 8.35 КоАП РФ устанавливает органы, осуществляющие государственный экологический контроль, и органы, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения). Имеются в виду как федеральные такие органы, так и органы субъектов РФ, т.е. в первом случае – Росприроднадзор и природоохранные органы субъектов РФ. На особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществлять производство по ст. 8.35 уполномочены их администрации. Кроме того, в пределах своей зоны ответственности, производство по этой статье могут осуществлять пограничники. Из перечисленных органов к нашему вопросу иметь отношение может только Росприроднадзор (а для производства по аналогичным статьям субъектных законов – природоохранные органы соответствующих субъектов РФ).
4) Но ни Росприроднадзор, ни субъектные природоохранные органы не имеют достаточных полномочий для проверки мест торговли и торгующих. Это может делать полиция. Поэтому на практике необходимо, чтобы в проверке участвовали совместно представитель Росприроднадзора (или субъектного природоохранного органа) и сотрудники полиции.
5) Еще один важный гос.орган – прокуратура. Она осуществляет надзорную деятельность и, среди прочего, обязана обеспечивать соблюдение законности в отношении законодательства о Красной книге. В прокуратуру надо обращаться, если есть факт нарушения законодательства (особенно повторяющегося), а уполномоченные органы ничего не предпринимают. Особенно хорошо реагирует на такие обращения специализированная природоохранная прокуратура – она есть во многих, но не всех субъектах РФ (в Ставропольском крае нет, насколько знаю).
И пару слов о практике. Нельзя сказать, что государство совсем уж игнорирует проблему торговли первоцветами. Исторически, первыми стали бороться с этой торговлей студенческие Дружины по охране природы. Не помню точно, но где-то с середины 1970-х гг. Движение ДОП стало проводить операцию «Первоцвет» и делает это до сих пор. Постепенно удалось вовлечь и государство. В последние лет 10 мероприятия с тем же названием – часть плана ежегодной работы Росприроднадзора и полиции в некоторых регионах. Это рейды по местам торговли, проверка на транспорте (перевозка же тоже запрещена), реже – проверка при пересечении границы и (в минимальной степени) охрана мест потенциального сбора растений (это гораздо более развито в Крыму, в том числе с участием российских природоохранных общественных организаций). В Интернете легко найти кучу информации о таких мероприятиях, я проверил (например: http://www.inmsk.ru/news_society/201205 … 48815.html и http://inmsk.ru/news_market/20120305/343610753.html). Кроме того, это же название (операция «Первоцвет») используют в последние годы детские внешкольные учреждения, они под этим понимают всякую агитационную деятельность. И у меня есть ощущение, что это не местные инициативы, а тоже какой-то план им спускается сверху. Не думаю, что это очень хорошо, но массовость обеспечивается.
Если в каком-то регионе (в Ставрополе?) такой работы нет - ее можно инициировать, в том числе привлекая внимание прокуратуры. Как это лучше делать - отдельно еще допишу потом.